прп. Антоний, игумен Сийский (1478-1556 гг.)

Житие преподобного Антония Сийского изначально связано с Новгородской землей. Родился Преподобный в 1478 г. в селе Кехта (40 верст до Архангельска, на берегу Северной Двины). Родители угодника Божия считались состоятельными крестьянами. Его отец, Никифор, происходил из Новгорода Великого; мать, Агафия, северянка из Кехты. «Живесте же оба по закону Божию: земледелие творяше, благочестием же и верою преуспевающе, милостынею же и правдою, и к Богу молитвами, и иными добрыми делы,… к церкви Божией приходяще, от своих трудов приношение приносящи, часто Богови моляхуся сохранитися им от всяких бед и напастей и дать им плод чадородия. Человеколюбивый же Господь, видев толику веру их, дарова им плод чадородия».

Сын-первенец был наречен Андреем, по преданию, в честь Андрея Первозванного. Потом появились у родителей другие дети, Андрей же стал в семье общим любимцем: «измлада тих, кроток, незлобив, смирен, благонравен зело…, бяше тщание его к церкве Божии, упражняяся на Божие славословие, Божественных книг чтению внимаше». И при этом он был красив, строен, отличался крепким здоровьем. Семи лет от роду был отдан в учение: «учителю его дивитися скорому его книжному навычению». Любящие родители дали сыну возможность постичь еще и «иконное писание».

После кончины родителей Андрей ушел в Новгород. Пять лет провел он здесь, служа у боярина — дальнего родственника. Хозяин был благочестивым, добрым человеком, и настолько проникся доверием к юноше, что женил его на своей дочери. Но через год молодая супруга умерла, вскоре скончался и боярин. Для Андрея это стало знаком Божиим — он решил всецело посвятить себя Христу. Вернувшись на родину, продал принадлежавшую ему часть родительского наследства, вырученное раздал бедным и навсегда удалился из Кехты.

Наверняка не случайно он отправился на Каргополье. Подвинцы конечно же были наслышаны о преподобном чудотворце Александре Ошевенском и основанном им (в 40 верстах от Каргополя) Успенском Александро-Ошевенском монастыре, в котором возросли многие подвижники веры. В Каргопольских же пределах, на реке Кене, ученик святого Александра преподобный Пахомий основал Кенский монастырь. Сюда-то и пришел Андрей.

Хотелось бы не упустить одну важную подробность его долгой и нелегкой дороги, повлиявшую на дальнейшую жизнь Преподобного. Он вышел к речке Кене, не зная, что до обители осталось всего 5 верст. Сумерки наступавшей ночи заставили его остановиться. Пламенно помолившись Богу об указании спасительного пути, Андрей лег отдохнуть и удостоился чудесного видения. Перед ним предстал световидный старец в белых ризах и с крестом в руках. «Возьми, — произнес, — крест свой и вслед меня гряди; подвизайся и не бойся козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных, пустыннаго воспитания, и явишься наставником множества иноков». Старец осенил его крестом и, сказав еще: «Сим побеждай лукавых духов», — стал невидим.

Всю ночь Андрей провел в благодарственной молитве ко Господу. И войдя в Кенский монастырь, припал к ногам настоятеля, прося «принять его во стадо». Преподобный Пахомий не скрыл от пришельца тягот жизни в созидающейся обители, но тот лишь усилил просьбу. Опытный, прозорливый подвижник понял предназначение Андрея, облек его в иноческие одежды, именовав Антонием. Было ему тогда тридцать лет.

Настоятель взял на себя аскетическое воспитание молодого монаха. Усердие Антония и в молитве, и в труде было так велико, он столь мужественно боролся со страстями и искушениями, при всем своем богатырском здоровье — «могуще суще телом» — был так кроток, добр, что «бысть всеми любим и почитаем зело, и благословение всех бяше на нем».

Случилось, что в обители не стало иеромонаха, выбор братии остановился на Антонии. Он снова пошел в Великий Новгород, там принял священный сан от святого Моисея, архиепископа Новгородского. Вернувшись в обитель, с еще большим рвением занялся духовным деланием и усиленным физическим трудом.

Проеподобный постоянно помнил слова световидного старца о пустынном жительстве и уединении, сказанные ему в ночном видении. Испросив благословение настоятеля монастыря, преподобный Антоний с двумя иноками, «единонравными ему», отправился искать место для пустынножительства. Позднее, усердно испрашивая благословение у Преподобного, к ним присоединились еще четверо. Обосновались возле речки Шелексы, поставили небольшой храм, келии, выделали землю. Семь лет в молитвах и трудах провели здесь. Но жители близрасположенной деревни, увидев, как из непроходимой чащи и пустыни место благоустраивается, а также порешив, что с основанием обители их земли будут отняты, начали изгонять иноков. Кротко приняли преподобный Антоний и его сподвижники это испытание.

Много верст, по лесам, мхам, пересекая реки, прошли они в поисках нового уединения. И однажды вышли к озеру, которое в народе называлось Угловатое, а затем сам же народ переименовал его в Святое. Благодатное место располагало к молитве! Антоний с братией, воздев руки к небу —вознесли благодарственную молитву. Тогда и увидел их зверолов Яминского (Емецкого) стана Самуил. Для ловца представившая картина была столь неожиданной, что он замер, а затем, убедившись в реальности видимого, направился к инокам. Узнав о цели появления их здесь, Самуил привел братию к Михайлову озеру. Через него протекает речка Сия, а на озере — небольшой остров: около 100 саженей в длину и около 60 саженей в ширину. Существует поверие, что узкая полоска земли, соединяющая сегодня остров с материком, насыпана монахами. Никто ранее здесь не жил, кругом на большие расстояния тянулся лес. Но попадавшие сюда промысловики временами слышали колокольный звон, пение иноков и даже видели, что монахи лес «секут» (рубят). Поэтому в местном народе давно укрепилось мнение, что красивейшее это место Самим Богом предназначено для монастыря.

Преподобному же, обшедшу то святое место, и обозрев всюду, и возлюби е зело, радости многи исполнися, воздев руце на небо, благодарныя молитвы Богу воздаяше и рече: «Се покой мой в веки века, зде вселюся, яко Господь благоволи его». Этот произошло на 42-м голу жизни святого Антония. Иноки начали обживать остров: поставили крест, часовню, келии, на противоположных берегах озера рубили лес, обрабатывали землю. Первые четыре года были особенно тяжелыми. Однажды голод стал так велик, что братия хотела разойтись. Преподобный слезно просил иноков потерпеть и горячо молился. И в это время появился неизвестный человек, привезший с собою муку, хлеб, масло, и деньги на устройство обители. Объяснил, что едет в Новгород, обещал на обратной дороге зайти, после чего удалился и никогда здесь больше не бывал.

Возблагодарив Господа, преподобный Антоний начал строительство. Но предстояло еще одно испытание. Сборщик податей Новгородского Владыки, именем Василий Бебря, увидев строительство на острове, и решив, что у братии много денег, подбил разбойников на ограбление. Ночью те приблизились к обители, но, к страху своему, обнаружили множество вооруженных стражников. В действительности никакой охраны не было, братия мирно отдыхала. Преподобный Антоний один стоял на молитвенном бдении. После сборщик подати узнал, что стражи не было. Раскаявшись в содеянном, он упал на колени перед Преподобным, со слезами просил прощения. Святой старец милосердно простил Бебрю и разбойников. Этот случай много способствовал известности монастыря.

Своих ближайших сподвижников — Александра с Исаией — послал Преподобный в Москву, к великому князю Василию Иоанновичу, с прошением учредить Свято-Троицкий монастырь и даровать ему земли, так как число иноков быстро росло. Просимое было получено, к тому же великий князь дал обители все необходимое для первоначально обзаведения.

С великим тщанием был устроен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Икону для храма писал сам Преподобный. Правда, будучи во всем строгим к себе, он прибегнул к помощи более опытного иконописца. Но вскоре в храме возник пожар. Братия в то день находилась на полевых работах. В монастыре остались лишь больные да несколько немощных трудников, которые «от великого возгорения не возмогоша внутрь церкве внити и вынести чудотворный образ святой… и бысть чюдо преславно: икона сия сама выйдя ис пламени великаго никим же носима бысть». Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы была вновь построена, святой образ установлен, и вскоре по молитвам перед ним Преподобного получили исцеления несколько человек. Находилась в этом храме и другая икона, написанная преподобным Антонием.

Строитель монастыря поставил в обители еще две церкви — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратную в честь преподобного Сергия Радонежского. Все строения — деревянные. Братские келии и службы как бы окружили храмы, образуя на территории острова правильный четвероугольник.

До 79 лет пробыл преподобный Антоний настоятелем созданного им монастыря. Ввел в нем общежительный устав монашеской жизни. Преподобный стал действительно «наставником множества иноков», как и предрек ему световидный старец. Преподобный наставлял учеников постоянно молиться, тщательно поститься, исполнять правило келейное и благочиние трапезное, учил труды молитвенные соединять с трудами хозяйственными. Все дела обсуждались в трапезной на общем сборе, исполнение решений было обязательно для каждого. Любя учеников, заповедовал братолюбие, особую заботу о немощных и нищих. Но был он и строг. Строптивые и злоречивые отлучались братского общения и Если же таковой раскаивался, братия и игумен принимали его, отечески прощая.

Уже при жизни преподобного Антония Сийский монастырь становится настолько духовно и хозяйственно благоустроенным, что начинаетс превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья. Поддерживать Сийскую обитель важным для себя считают первые лица. Вслед за отцом, великим князем Василием Иоанновичем, монастырю особо благоволил царь Иоанн Васильевич Грозный — вознаграждал труды Преподобного земельными и лесными угодьями, участками рыбной ловли. В 1545 г. монастырь получил судебные и финансовые льготы, тогда же упоминаются его подворья в Холмогорах, Уне, Неноксе. 

Как ни поглощен был Преподобный делами и заботами монастыря, но молитвой и очищением от собственной греховности он никогда не пренебрегал. Более того, он дважды уходил из обители в безмолвие и пустынножительство. В первый раз — на два года, которые он провел в молитве и тяжелейших трудах: рубил лес, вскапывал землю, сеял ячмень, занимался рыбной ловлей. Почти все, что добывал своим трудом, отсылал в обитель. Борясь с искушениями, в знойные летние дни обнажал тело до пояса и стоя в молитве, едва живой, в бессилии опираясь у дерева отдавал себя на съедение болотному гнусу, злым оводам и бесчисленной мошкаре.Умертвив себя суровыми лишениями Преподобный достиг такого совершенства духа, что читал помышления приходящих к нему и творил чудеса. Он не хотел оставлять пустынножительство, но братия упросила его вернуться к игуменству. И второй раз святой Антоний уходил в безмолвие незадолго до кончины своей. 

От тяжелых трудов, молитвенных подвигов, забот о монастыре, здоровье его окончательно ослабело. «Он, как колос пшеницы, отягченный плодами, склонился к земле, согбенный летами и работами». Предчувствуя кончину, преподобный Антоний продиктовал духовное завещание братии — документ, потрясающий мудростью и высотой духа, точностью и краткостью изложения мысли и любовью к человеку: «Живите в общежитии равно духовно и телесно, пищею и одеждою, по заповеди святых отец. На трапезе строителю (игумену) пищи и пития, сверх братского продовольствия, ничего не прибавляйте. Также равно и одежда, и обувь должна быть одинаковою. Хмельного пития в монастыре не держите… Нищих же кормите в довольстве и милостыню подавайте, да не оскудеет место сие святое…» 

Перед кончиной Преподобный, сокрушаясь о грехах своих, просил братию похоронить его как самого недостойного: «…Влеките в дебрь и там затопчите в болоте грешное тело мое». Но иноки возразили, что не сделают этого. Преподобный отошел ко Господу 7 (20) декабря 1556(7) года. В великой печали братия погребла тело его. Вскоре от святых мощей стали совершаться исцеления.

Через 21 год после кончины строителя монастыря братия поручила иеромонаху Ионе составить Житие преподобного Антония и службу ему. Среди достоинств труда, созданного о. Ионой соответствие всем правилам агиографического канона, множество фактов и подробностей, живость, красота языка, — выделяется главное: составитель Жития записал воспоминания «от оставшихся ученик блаженнаго, о нем поведаша ми», а также рассказы очевидцев посмертных свидетельств преподобного Антония. «Аз же сие воедино собрах, писанию предах, к ревности последствующих святому житию его».

В 1579 г. Житие и служба Преподобному были отвезены в Москву и представлены царю Иоанну Васильевичу — с ходатайством о канонизации Преподобного. Текстом жития чрезвычайно заинтересовался юный царевич Иоанн — об Антонии Сийском он и прежде слышал от родителей: царь Иоанн и царица Анастасия очень тепло относились к Сийскому подвижнику. «Любовию распаляем» ко Святому, а также понуждаемый учеником преподобного Антония, архиепископом Новгородским Александром и старцами монастыря, царевич взялся за составление службы Преподобному, а затем и новой редакции Жития. Он опирался на текст отца Ионы, бережно отнесся к первоисточнику, и даже в заглавии своего труда назвал себя вторым создателем Жития. Вместе с тем царевич увеличил повествование за счет многочисленных распространений, заново написал предисловие и Похвальное слово святому. Два этих Жития позднее обрели многочисленные списки. Появились другие редакции, в том числе виршевые (стихотворные), — авторами последних, по мнению специалистов, были простые люди. По стилю, тональности, ритмике эти тексты явно связаны с северным народным словотворчеством. 

Канонизация преподобного Антония произошла во время настоятельства одного из самых значительных последователей Преподобного - игумена Питирима. В 1577 г. он был вызван Сийской братией из основанной им Комельской обители.